
Онлайн-кассы давно стали обязательным атрибутом для бизнеса, работающего с клиентами. Однако у владельцев автомастерских и станций техобслуживания авто все еще возникает вопрос: нужна ли онлайн-касса автосервису, если услуги оказываются на территории клиента или расчет проводится наличными?
В этой статье разберемся, когда касса в автосервисе действительно обязательна в этом году, а в каких случаях можно работать без нее. Вы узнаете, как правильно оформлять чеки при разных формах расчета – от предоплаты до частичных платежей, какие нюансы возникают при продаже запчастей и как передавать фискальные документы клиенту.
Когда автосервис может работать без онлайн-кассы: льготы и исключения закона
Несмотря на строгость требований 54-ФЗ, для некоторых автосервисов предусмотрены исключения, при которых допускается работа без онлайн-кассы.
В каких случаях автосервис может не использовать онлайн-кассу:
- компания работает по патентной системе налогообложения и оказывает услуги, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ;
- услуги оказываются вне стационарных объектов – например, выездной шиномонтаж или ремонт на территории клиента, при условии, что расчет производится наличными или переводом без эквайринга;
- все расчеты ведутся исключительно через банк (безналичные по счету на расчетный счет), без участия платежных терминалов, банковских карт или наличных;
- ремонт производится юридическим лицам или ИП на основании договора, и оплата поступает по счету без использования наличных, карт;
- автосервис ведет деятельность в удаленной местности, включенной в утвержденный перечень, где есть временная отсрочка по требованию устанавливать ККТ.
Даже при наличии права не применять ККТ многие предприниматели добровольно решают купить онлайн-кассу для прозрачности и повышения доверия клиентов.
При каких расчетах чек обязателен: наличные, банковские карты, СБП/QR, онлайн-платежи
Для автосервиса, как и для других сфер обслуживания, важно понимать, в каких ситуациях выдача чека является обязательной. Закон 54‑ФЗ жестко регулирует применение ККТ в зависимости от формы расчета. Даже если услуга оказана в полном объеме, отсутствие чека при расчете с клиентом может привести к штрафу.
Фискальный документ обязателен в следующих случаях:
- расчет производится наличными средствами;
- оплата осуществляется банковской картой через терминал;
- используется перевод по QR-коду или через СБП;
- принимается оплата через онлайн-сервисы, в том числе интернет-эквайринг;
- денежные средства вносятся через электронные кошельки.
Автосервису, который планирует принимать оплату от физических лиц через любые популярные способы, следует заранее позаботиться о настройке фискализации.
Предоплата, аванс, постоплата, частичные платежи: какие чеки формировать
В автосервисе расчеты с клиентами часто проходят не одной суммой, а поэтапно – например, сначала вносится предоплата за диагностику или заказ запчастей, а полная сумма оплачивается после завершения всех работ.
Фискальные документы формируются следующим образом:
- в случае предоплаты (клиент вносит часть суммы до оказания услуги) надо выдать чек с признаком расчета «предоплата»;
- если принимается аванс без привязки к конкретной услуге или заказу, также формируется чек аванса с указанием соответствующего признака в ККТ;
- при окончательной оплате после оказания всех услуг оформляется чек «полного расчета» с указанием оставшейся суммы;
- в ситуации с частичной оплатой (например, 50% сразу, остальное – по завершении ремонта) – выдается первый чек «частичной предоплаты», а после завершения – чек «частичного расчета в кредит» или «окончательного расчета»;
- при постоплате (услуга оказана, оплата поступает позже) – выдается документ при поступлении оплаты, с признаком «расчет в кредит».
Важно, чтобы сотрудники автосервиса были обучены правильно выбирать признаки расчета в ККТ, не откладывали оформление чеков и фиксировали все операции.
Продажа запчастей и материалов вместе с работами: как отражать в чеке
Если автосервис не только выполняет ремонт, но и продает запчасти или расходные материалы, это нужно корректно отображать в кассовом чеке. Согласно требованиям 54‑ФЗ, в таких случаях нужно разделять позиции в чеке по типу – работы и товары:
- указывается каждая услуга (например, замена тормозных колодок) отдельной строкой как «услуга»;
- все запчасти, жидкости, материалы (например, тормозные колодки, масло) пробиваются как «товар» с наименованием;
- в фискальном документе должны быть указаны количество, цена за единицу, итоговая сумма по каждой позиции;
- если есть НДС – он указывается отдельно по каждой строке, с соответствующей ставкой;
- итоговая сумма чека должна включать стоимость как работ, так и запчастей.
Такой подход помогает избежать претензий со стороны контролирующих органов и делает взаимодействие с клиентами более прозрачным.
Способы отправки чека клиенту
Согласно требованиям 54‑ФЗ, после оплаты автосервис обязан не только сформировать фискальный чек, но и предоставить его клиенту. Это можно сделать несколькими способами:
- распечатать бумажный чек и вручить его на месте клиенту;
- отправить электронный документ на e-mail клиента, если он его предоставил;
- отправить по номеру телефона через СМС, с указанием ссылки на документ;
- предоставить QR-код с кассового терминала, по которому клиент может скачать чек.
В случае онлайн-оплаты фискальный документ автоматически отправляется через платежный сервис или CMS.
Ответственность и штрафы за работу без чеков
Автосервис, как и любой другой бизнес, обязан применять онлайн-кассу при расчетах с клиентами. Нарушение этого требования 54‑ФЗ влечет за собой административную ответственность. Штрафы назначаются как на юридическое, так и на должностное лицо.
Какие последствия могут наступить:
- предупреждение или штраф от 10000 до 30000 рублей для должностного лица;
- штраф от 30000 до 50000 рублей для юридического лица;
- при повторном нарушении есть возможность приостановки деятельности на срок до 90 суток;
- штрафы также предусмотрены за несвоевременную передачу чека в налоговую или искажение данных.
Своевременное внедрение ККТ и корректное оформление расчетов позволяют избежать проблем с проверками и защитить бизнес от ненужных рисков.
Как правильно внедрить онлайн-кассу
Чтобы автосервис соответствовал требованиям 54‑ФЗ и не сталкивался с претензиями со стороны налоговой, важно правильно внедрить онлайн-кассу. Для этого нужно:
- Определить, какие операции в автосервисе требуют пробития чека, включая оплату наличными, картой, СБП, предоплату, продажу запчастей.
- Выбрать подходящую модель ККТ – физическую или облачную кассу, в зависимости от формата работы, объема операций.
- Зарегистрировать кассу в ФНС, получить фискальный накопитель и подключить ее к оператору фискальных данных (ОФД).
- Настроить кассовое ПО, выбрать приложение или сервис для работы с чеками, автоматизировать процессы пробития фискальных документов.
- Интегрировать кассу с CRM или учетной системой, если бизнес использует такие решения.
Кажется слишком сложным? В таком случае стоит делегировать настройку сервису Екомкасса. Всего через несколько минут вы сможете приступить к работе — это быстро, удобно и выгодно: четыре тарифных плана позволяют выбрать оптимальный вариант под любые задачи.
-
Чек коррекции: как сделать правильно
17 августа, 2025
-
Онлайн-касса для автосервиса
16 августа, 2025
-
Онлайн-касса для маркетплейсов
15 августа, 2025
-
Требования к кассовому чеку
17 июля, 2025
-
Какая онлайн-касса лучше для малого бизнеса
17 июля, 2025