Онлайн-касса для автосервиса

16 августа 2025
Владимир Кузнецов

Онлайн-кассы давно стали обязательным атрибутом для бизнеса, работающего с клиентами. Однако у владельцев автомастерских и станций техобслуживания авто все еще возникает вопрос: нужна ли онлайн-касса автосервису, если услуги оказываются на территории клиента или расчет проводится наличными?

В этой статье разберемся, когда касса в автосервисе действительно обязательна в этом году, а в каких случаях можно работать без нее. Вы узнаете, как правильно оформлять чеки при разных формах расчета – от предоплаты до частичных платежей, какие нюансы возникают при продаже запчастей и как передавать фискальные документы клиенту.

Когда автосервис может работать без онлайн-кассы: льготы и исключения закона

Несмотря на строгость требований 54-ФЗ, для некоторых автосервисов предусмотрены исключения, при которых допускается работа без онлайн-кассы.

В каких случаях автосервис может не использовать онлайн-кассу:

  • компания работает по патентной системе налогообложения и оказывает услуги, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ;
  • услуги оказываются вне стационарных объектов – например, выездной шиномонтаж или ремонт на территории клиента, при условии, что расчет производится наличными или переводом без эквайринга;
  • все расчеты ведутся исключительно через банк (безналичные по счету на расчетный счет), без участия платежных терминалов, банковских карт или наличных;
  • ремонт производится юридическим лицам или ИП на основании договора, и оплата поступает по счету без использования наличных, карт;
  • автосервис ведет деятельность в удаленной местности, включенной в утвержденный перечень, где есть временная отсрочка по требованию устанавливать ККТ.

Даже при наличии права не применять ККТ многие предприниматели добровольно решают купить онлайн-кассу для прозрачности и повышения доверия клиентов.

При каких расчетах чек обязателен: наличные, банковские карты, СБП/QR, онлайн-платежи

Для автосервиса, как и для других сфер обслуживания, важно понимать, в каких ситуациях выдача чека является обязательной. Закон 54‑ФЗ жестко регулирует применение ККТ в зависимости от формы расчета. Даже если услуга оказана в полном объеме, отсутствие чека при расчете с клиентом может привести к штрафу.

Фискальный документ обязателен в следующих случаях:

  • расчет производится наличными средствами;
  • оплата осуществляется банковской картой через терминал;
  • используется перевод по QR-коду или через СБП;
  • принимается оплата через онлайн-сервисы, в том числе интернет-эквайринг;
  • денежные средства вносятся через электронные кошельки.

Автосервису, который планирует принимать оплату от физических лиц через любые популярные способы, следует заранее позаботиться о настройке фискализации.

Предоплата, аванс, постоплата, частичные платежи: какие чеки формировать

В автосервисе расчеты с клиентами часто проходят не одной суммой, а поэтапно – например, сначала вносится предоплата за диагностику или заказ запчастей, а полная сумма оплачивается после завершения всех работ.

Фискальные документы формируются следующим образом:

  • в случае предоплаты (клиент вносит часть суммы до оказания услуги) надо выдать чек с признаком расчета «предоплата»;
  • если принимается аванс без привязки к конкретной услуге или заказу, также формируется чек аванса с указанием соответствующего признака в ККТ;
  • при окончательной оплате после оказания всех услуг оформляется чек «полного расчета» с указанием оставшейся суммы;
  • в ситуации с частичной оплатой (например, 50% сразу, остальное – по завершении ремонта) – выдается первый чек «частичной предоплаты», а после завершения – чек «частичного расчета в кредит» или «окончательного расчета»;
  • при постоплате (услуга оказана, оплата поступает позже) – выдается документ при поступлении оплаты, с признаком «расчет в кредит».

Важно, чтобы сотрудники автосервиса были обучены правильно выбирать признаки расчета в ККТ, не откладывали оформление чеков и фиксировали все операции.

Продажа запчастей и материалов вместе с работами: как отражать в чеке

Если автосервис не только выполняет ремонт, но и продает запчасти или расходные материалы, это нужно корректно отображать в кассовом чеке. Согласно требованиям 54‑ФЗ, в таких случаях нужно разделять позиции в чеке по типу – работы и товары:

  • указывается каждая услуга (например, замена тормозных колодок) отдельной строкой как «услуга»;
  • все запчасти, жидкости, материалы (например, тормозные колодки, масло) пробиваются как «товар» с наименованием;
  • в фискальном документе должны быть указаны количество, цена за единицу, итоговая сумма по каждой позиции;
  • если есть НДС – он указывается отдельно по каждой строке, с соответствующей ставкой;
  • итоговая сумма чека должна включать стоимость как работ, так и запчастей.

Такой подход помогает избежать претензий со стороны контролирующих органов и делает взаимодействие с клиентами более прозрачным.

Способы отправки чека клиенту

Согласно требованиям 54‑ФЗ, после оплаты автосервис обязан не только сформировать фискальный чек, но и предоставить его клиенту. Это можно сделать несколькими способами:

  • распечатать бумажный чек и вручить его на месте клиенту;
  • отправить электронный документ на e-mail клиента, если он его предоставил;
  • отправить по номеру телефона через СМС, с указанием ссылки на документ;
  • предоставить QR-код с кассового терминала, по которому клиент может скачать чек.

В случае онлайн-оплаты фискальный документ автоматически отправляется через платежный сервис или CMS.

Ответственность и штрафы за работу без чеков

Автосервис, как и любой другой бизнес, обязан применять онлайн-кассу при расчетах с клиентами. Нарушение этого требования 54‑ФЗ влечет за собой административную ответственность. Штрафы назначаются как на юридическое, так и на должностное лицо.

Какие последствия могут наступить:

  • предупреждение или штраф от 10000 до 30000 рублей для должностного лица;
  • штраф от 30000 до 50000 рублей для юридического лица;
  • при повторном нарушении есть возможность приостановки деятельности на срок до 90 суток;
  • штрафы также предусмотрены за несвоевременную передачу чека в налоговую или искажение данных.

Своевременное внедрение ККТ и корректное оформление расчетов позволяют избежать проблем с проверками и защитить бизнес от ненужных рисков.

Как правильно внедрить онлайн-кассу

Чтобы автосервис соответствовал требованиям 54‑ФЗ и не сталкивался с претензиями со стороны налоговой, важно правильно внедрить онлайн-кассу. Для этого нужно:

  1. Определить, какие операции в автосервисе требуют пробития чека, включая оплату наличными, картой, СБП, предоплату, продажу запчастей.
  2. Выбрать подходящую модель ККТ – физическую или облачную кассу, в зависимости от формата работы, объема операций.
  3. Зарегистрировать кассу в ФНС, получить фискальный накопитель и подключить ее к оператору фискальных данных (ОФД).
  4. Настроить кассовое ПО, выбрать приложение или сервис для работы с чеками, автоматизировать процессы пробития фискальных документов.
  5. Интегрировать кассу с CRM или учетной системой, если бизнес использует такие решения.

Кажется слишком сложным? В таком случае стоит делегировать настройку сервису Екомкасса. Всего через несколько минут вы сможете приступить к работе — это быстро, удобно и выгодно: четыре тарифных плана позволяют выбрать оптимальный вариант под любые задачи.